Новости

Земледелие, как одно из древнейших занятий удмуртов, считалось делом святым, божественным, высоким по его благородному значению для жизни человека. В религиозно-этических нормах удмуртов огромное значение придавалось началу основных сельскохозяйственных работ. Правильное поведение при зачине должно было,  по мнению крестьян, предотвратить возможные неприятности и стихийные бедствия. Успеху в труде должно было способствовать все: и силы природы, и каждый человек со своей семьей, родом, обществом, комплексом поведения, общение с окружающими людьми, соблюдение и выполнение любых действий согласно их порядку и т.п. Никого не должна была покидать надежда и вера в то, что результат будет желаемым.

Срок проведения праздника первой борозды зависел от погодных условий и готовности земли к посеву. В назначенный день с утра совершали обряд первой борозды, который сопровождался целым комплексом обрядовых действий.

Не приступали к такой важной работе во вторник, среду и субботу. В народе говорили: «если в поле выедешь во вторник, ничего расти не будет; если в среду –  будешь работать не в здравии; если в субботу – лето бывает засушливым».

Перед выездом в поле хозяин молился дома, чтобы  Бог (Инмар) послал хороший урожай. На яровой полосе он распахивал несколько саженей земли. На вспаханное место стелил белую скатерть или полотенце, на которые клал привезенные с собой хлеб, сваренные  вкрутую яйца, шаньги. Старший в семье произносил очередную молитву, взяв на руки каравай хлеба. Он просил, чтобы Инмар предоставил возможность расти хлебу, дал дождь и хороший урожай. За молитвой обычно следовал первый посев, одновременно с зерном разбрасывали вареные яйца. Дети с шумом, криком наперегонки собирали эти яйца, и чем эмоциональней они выражали радость и оживленней двигались, тем желаемым ожидался результат. После этого участники церемонии едят хлеб и яйца. Одно яйцо старались спрятать в землю. Оно предназначалось Ангелу земли (Му Кылчину).

Видео здесь.